История и феноменология античной философской аллегорезы 1*
О курсе
Исследования античной философской аллегорезы – осмысления богов и мифологических нарративов как «завёрнутых» в пелену стародавних преданий философских понятий и концепций – традиционно шло в фарватере нужд теологии и филологии (истории литературы). Может быть, именно это и обусловило наличие в них ряда предпосылок (чтобы не сказать - предрассудков) об аллегории: о заведомой её противоположности символу, о её чисто языческом характере в противовес библейской природе типологического толкования, о её «поверхностности» и «искусственности», о необязательности различения понятий «аллегория» и «аллегореза» и проч. В рамках нашего небольшого курса не столько будут «развенчаны» мифы об аллегории (развенчание мифов само по себе уже давно превратилось в миф), сколько изучена сама структура иносказательной интерпретации и особенности её формирования в рамках жизни античного сознания. Поэтому мы предлагаем участникам не просто историю античной иносказательной герменевтики, сколько её феноменологию: наша основная цель – показать динамику складывания философской аллегорезы как герменевтического (и отчасти - семиотического) механизма. Не будут обойдены вниманием и другие виды инотолкования: символическая интерпретация, библейская типология, эвгемеристическое и рационалистическое понимания. Центральным же пунктом в наших исследованиях станет введение такой константы исследования как «герменевтическая ситуация сознания», что обеспечит постановку нового ракурса в рассмотрении старых проблем.
Тема 1. Общее введение в тему. Вопрос о культурно-исторических предпосылках появления аллегорезы (аллегорической интерпретации). Некоторые важнейшие терминологические разъяснения. Герменевтическая ситуация сознания как инвариант любых видов иносказательной практики. Сопутствующие ей понятия: герменевтон, герменевма, анкистрон и др.
Тема 2. Природа античной метафорики. Проблема соотношения образа и понятия в Античности. Специфика образно-понятийных переводов в рамках герменевтической деятельности. Метафорические коды Космоса. Образный и понятийный способы космокаталепса (концептуализации античного «жизненного мира»).
Тема 3. Раннегреческая аллегореза. Разбор конкретных примеров фюсиологической, этической и аритмологической аллегорезы. «Поэзия мифа и проза истории». Роль Платона и Аристотеля в общей динамике античного аллегорического движения.
Тема 4. Позднеантичная аллегореза. Проблема соотношения аллегории и символа в первые века по Р.Х. Стоическая и неоплатоническая аллегореза. Наиболее распространённые метафорические модели Космоса в рамках этих школ. Складывающаяся тенденция к «многоярусности» толкований. Сотериологизация и сакрализация герменевтической практики в неоплатонизме.
Тема 5. Александрийская школа толкования. Смешение языческих и собственно христианских элементов в её экзегетике. «Символ» в изложении Климента Александрийского. Влияние Оригена на позднейших богословов. Образ и понятие в раннехристианских художественных текстах (на примере Пруденция и Боэция). Вопрос о хронотопе аллегорических произведений.
1*Исследование выполнено в Балтийском федеральном университете имени И. Канта за счёт гранта Российского научного фонда №22-18-00214.
О ведущем
Фёдор Щербаков
Канд. филос. наук. Зав. кафедры социально-гуманитарных наук РГГМУ. Область научных интересов: история античной философии, философия мифа, московско-тартуская школа, древнеиндийская философия.
Когда
Встречи проходят по пятницам, с 20:00-21:30, на платформе ТГ, периодичность: раз в две недели
Стать участником
Требования к участникам:
написать письмо о желании участвовать на почту: lepnante@gmail.com
Лекции
Встреча 5.
Нет описания
Встреча 4.
Нет описания
Встреча 3.
Нет описания
Встреча 2.
Нет описания
Встреча 1.
Нет описания