Как делать теологию? История становления богословских методов.

О курсе

1. Теология в начале Нового времени:
1.1. logos - "слово" или "дело"? Теология тетическая (томизм, францисканство, оккамизм) и нететическая (Экхарт, Жерсон, Фома Кепм.)
1.2. Редукция теологии к тексту и только тексту:
1.2.1. Эразм, Меланхтон и метод топосов
1.2.2. "Кратчайшим путем": теология становится филологией, или первый "лингвистический поворот" (Лефевр д'Этапль, протестантские переводы Библии)

2. Как делать теологию? Дилеммы богословского универсализма:
2.1. Мельчор Кано, OP и рождение "традиционализма" ("спор о древних и новых" в теологии)
2.2. Диэреза Петра Рамуса и силлогистика Иоганна Гринеуса (или Формализация Откровения),
2.3. Франсиско Суарес, SJ и "эмпирический поворот" к "миру божьему" (theologia naturalis)

3. В теологии оформляются пределы
3.1. Теологическая "феноменология": мистическая теология кармелитов и Макс. Сандеуса, SJ.
3.2. Удар по гордиевому узлу: учреждение догматического богословия (Дионисий Петавий, SJ, И. Квенштедт, П. Мастрихт, И. Буддеус)
3.3. Пиетистская реформация и кантианская революция: от бесконечности религиозного опыта к его пределам.
3.4. Sola fide и посюстороннее христианство: Гаман, Якоби, Шлейермахер.

Обычно религию соотносят с экспрессивными свидетельствами - жизненными и культовыми практиками, демонстрирующими глубину веры. Однако, религиозность тесно связана с заботой и о своем методическом, т.е. последовательном осмыслении - его обеспечивает теология. Она имеет давнюю и сложную историю, с сожалению, часто скрытую в тени "ведущих культурных трендов": Ренессанса, научной революции, идеологии.

Однако, эта недооценка ошибочна: теология служила, с одной стороны, эвристическим полем, на котором вырастала новоевропейская мысль, сталкиваясь с фундаментальными проблемами; с другой стороны, теология выступала критиком возникавших в ходе истории идейных конструкций - от ренессансного "антропоцентризма" до современной "идеократии".

Таким образом, нам важно рассмотреть, как в ходе истории "делается" теология, как она позиционирует и утверждает себя, оставаясь уникальной нередуцируемой (в отличие даже от философии) сферой.

О ведущем

Родион  Савинов фотография

Родион Савинов

Кандидат философских наук, историк философии и теологии, переводчик философских и богословских текстов 16-19 вв., автор исследований, опубликованных в ведущих российских научных журналах.

Основная сфера интересов: изучение предпосылок и становления современной философии и теологии, корни которых отчасти уходят в раннее Новое время, отчасти - в Средневековье. Поскольку современная рациональность отличается дискретностью и специализацией, необходимо понять, какое единство оказалось в итоге разделено и специализировано. Это естественно приводит к проблеме техник систематизации и обоснования позиций как философского, так и теологического порядка, которые, сформировавшись, явно или латентно остаются влиятельными и сейчас.

Когда

Курс закончен

Лекции

  1. 009 "Как делать теологию"

  2. 008 "Как делать теологию"

  3. 007 "Как делать теологию"

  4. 006 "Как делать теологию"

  5. 005 "Как делать теологию"

  6. 004 "Как делать теологию"

  7. 003 "Как делать теологию"

  8. 002 "Как делать теологию"

  9. 001 "Как делать теологию"