М. Хайдеггер «О существе основания»

Текст

М. Хайдеггер «О существе основания»

пер. В. Бибихин, опубликована Опубликован в книге «Философия: в поисках онтологии: Сборник трудов Самарской гуманитарной академии», вып. 5 (Самара: Изд-во СаГА, 1998, с. 78–130). Ссылка на текст

О тексте

Мы попытаемся понять, каково основание Dasein. Можно ли сказать что Dasein в своем основании свободно? Если да, то как понимать эту свободу? Почему свободу нельзя понимать как спонтанность, и как это приводит к тому, что тогда электронам необходимо выдать паспорта?
Аристотелевское понимание: «свободный тот кто служит сам себе» и совместимость свободы и детерминизма.

О курсе

Этот курс представляет собой медленное чтение. Целью ставится адекватная интерпретация текста и подкрепление феноменальным опытом от первого лица.

О ведущем

Аркадий  Шуфрин фотография

Аркадий Шуфрин

Магистр патристики Свято-Владимирской православной духовной семинарии, штат Нью-Йорк.
Кандидат наук в области ранней истории христианской доктрины, Принстонская духовная семинария.

Среди публикаций:

- монография о Клименте Александрийском (американское и российское издания);
- аннотированный перевод Амбигв Максима Исповедника.
- публикации в журнале "Horizont".

Когда

Курс закончен

Лекции

  1. 014 "О существе основания"

    Укоренённость как выбор; феномен "раба по природе"

  2. 013 "О существе основания"

    Время как исток трансценденции; чем мы "задеты"; как "брезжит" мiр; чем обусловлен "отток возможностей"

  3. 012 "О существе основания"

    Самость как отношение свободы к основанию

  4. 011 "О существе основания"

    Идеалы, обязательства, власть

  5. 010 "О существе основания"

    Суть вопроса об основании; априорность свободы

  6. 009 "О существе основания"

    Как (не) спутать мысль Хдра с бартианством, платонизмом, антропоцентризмом

  7. 008 "О существе основания"

    Что значит "возможность выше действительности"; упущение феномена мiра у Платона и Канта; о чём БиВ

  8. 007 "О существе основания"

    Содержательная неопределённость Блага

  9. 006 "О существе основания"

    Ἐπέκεινα как трансценденция

  10. 005 "О существе основания"

    Ещё раз об эгоизме и альтруизме (работа над ошибками)

  11. 004 "О существе основания"

    Youtube как аналогия Dasein; трансцендирование как восхождение к своему прообразу

  12. 003 "О существе основания"

    Бестелесность и "ради-себя" Dasein vs. эгоизм/альтруизм "фактического человека"

  13. 002 "О существе основания"

    Экзистенциалы падения и речи; круг самости

  14. 001 "О существе основания"

    Мiр животный vs. человеческий; что значит "просто верить"

014 "О существе основания"

YouTube: Читаем Хайдеггера, семинар 113

укоренённость как выбор; феномен "раба по природе"
00:00:00 - что такое отток (Entzug) возможностей.
00:13:40 - невозможно делать то чего не хочешь. Волю нельзя породить усилием воли. «Отсутствие» того кто решает.
00:27:20 - того от кого зависит что манго мне по вкусу не найти. У меня такой-то вкус потому что это так есть.
00:39:06 - почему мы с необходимость должны мыслить и свободу и несвободу.
00:51:13 - ХД предлагает принципиально иное понимание свободы и тем самым снимает антиномию Канта.
Мышление — это беседа души самой с собой.
01:05:45 - именно отток возможностей преподносит действительно осуществимые возможности. Коанообразный способ выражения мысли указатель подлинно философского мышления.
01:14:50 - Набросок мира — набросок тотальности возможностей. Из набросанных возможностей некоторые оттекают, а некоторые схватываются.
В набросок мира входит то что я могу.
Множество «я могу» и подмножество «я хочу».
01:31:55 - набросок включает в себя «я могу» (благодаря истолкованию)
Проброс (Vorwurf) — могу + хочу. Отток деактивированных возможностей придаёт пробросу обязательность.
01:46:23 - укоренение состоит в том, что какие-то возможности деактивируются, а остаются осуществляемые возможности, в этом суть «заземления».
Расположенность не сводится только к настроению, она выражается в таком настроении которое понимающее, то есть действующее. Наши действия не могут быть не связаны с нашим настроением.
02:05:22 - в расположенность входит не просто настроенность, а настроенность на какое-то осуществление возможностей и одновременно не настроенность на осуществление других. Расположенность как аккорд из двух нот.
Набрасывание перемахивающее, оно набрасывает все богатство возможностей. За счёт того что набрасывание расположенно, в силу перехоресиса, возникает феномен оттока.
02:23:26 - будущее (понимание)- возможности предстоящие к осуществлению определено прошлым (расположенность).
Расположенность это трансцендентальное прошлое.
Что ХД имеет ввиду под «свободой вообще».
В традиции есть ход мысли о том что свобода человека конечна, а свобода Бога бесконечна.
Спор Лейбница с Декартом о том что свобода необходимо конечна (Бог из всех возможных миров выбирает наилучший)
Свобода по самому своему понятию конечна. Конечность понимается как самоограничение.
02:43:19 - всемогущества недостаточно для свободы. Всякая свобода, в том числе и Бога, возможно только как самоограничение.
02:57:35 - трансценденция у ХД — выход за пределы всего сущего включая себя.
Трансценденция у Гуссерля — характеристика мира.
03:03:32 — трансценденция как способ бытия Dasein и условие возможности интенциональности.
03:10:19 - набросок как условие возможности понимания бытия внутримирного сущего.
03:17:49 - для Гуссерля истина = событие наполнения интенции. Гипотеза о тождественности речи и падения. Das Man как развитие экзистенциала падения.
03:37:12 - для Фреге истина это характеристика высказывания, для Гуссерля — событие.
03:46:08 - Вопрос о детерминизме возникает только если исходить из расхожего понятия времени. Каковы условия возможности вопроса «почему».
03:57:25 - свободная самость = обязательства по отношению к самому себе.
Есть люди по природе рабы, а есть свободные. Онтологически человек обречён на свободу, но онтически она может не случиться.
«Если от меня ничего не зависит, буду сидеть и ничего не делать» — ленивый аргумент, т.е. поощряющий лень. На самом деле человеку просто нравится сидеть и ничего не делать и он находит себе такое оправдание. Тот кому не противно видеть себя ничего не делающим по природе раб.
04:09:35 - ответ «по природе» не допускает дальнейшего «почему». Природу не надо понимать как константу, пока мое Dasein экзистирует у меня нет фиксированной природы.
Кальвинисты и предвечное предопределение Божие.
«Солнце светит потому что такова его природа» — это не ответ на вопрос, а способ показать, что вопрос «почему оно светит» странный, он предполагает что вопрос «почему» можно задать ко всему.
Нельзя мыслить свободу как индетерминизм.

013 "О существе основания"

YouTube: Читаем Хайдеггера, семинар 112

время как исток трансценденции; чем мы "задеты"; как "брезжит" мiр; чем обусловлен "отток возможностей"
00:00:00 - может ли Dasein не допустить миру править? Подчиняться несвободно нельзя. Свобода и подчинение неразрывно связаны.
00:14:50 - определение свободы как неслужения никому = Кантовской спонтанности.
Тот кому служит является одновременно и тем кто служит, эта расщепленная структура образует круг самости.
Мир это не что-то внешнее по отношению к Dasein, это элемент Dasein, подчиняясь миру Dasein, в определенном смысле, подчиняется себе же.
00:26:20 - имплицитно в понятии свободы заключено допущение своему иному господствовать над собой.
Онтологическая свобода обеспечивает возможность выбора и решения.
00:32.27 - почему Dasein настроено сущим?
Расположенность это условие возможности стаха, но само настроение страха в том, что другое сущее может задеть меня в моем бытие. Задевает именно сущее.
00:54:25 - аффинировано Dasein именно бытием сущего, которое зависит от самого Dasein. Когда собака получает повод войти в мир, она тем самым получает и бытие в этом мире.
01:09:10 - превосхождение необходимо включает в себя захваченность.
01:22:29 - время обнаруживает все вещи.
Равноизначальность экзистенциалов = перехоресис.
01:39:54 - структура основываний изоморфна структуре времени.
Свобода это свобода относительно основания.
У Канта время это априорная форма чувственности, то есть некой познавательной способности, у ХД — априорная форма историчности.
В традиционной парадигме вечное =статичное (недвижное настоящее), в парадигме ХД вечно только движение
02:02:00 - возможности образуют пространство зазора.
02:16:00 - почему необходим зазор для того чтобы сущее меня задело? Только когда есть зазор сущее получает повод войти в мир. Если бы не мир у сущего не было бы бытия, именно поэтому оно не могло бы задевать Dasein
02:32:32 - что значит что мир может брезжить? Что за ситуация в которой мир обнажён, но понятийно не прозрачен?
02:47:10 - мир обнажается в ситуации ужаса. Ужас пробуждается, потому что пробуждается расположенность бездомности.
03:04:19 - бездомность всегда пытается прорваться, но ей это не удаётся потому что мы ее анастезируем.
03:12:12 - набросок возможностей по своему существу всегда богаче, чем уже покоящееся владение. Мое «хочу» всегда беднее, чем мое «могу».
03:39:38 - негация заключена в самом экзистировании Dasein
Возможности отняты не в том смысле, что их нет, а в том, что они деактивированы. Возможности, которые я буду осуществлять вытекают из моей фактичности.
03:47:38 - отток возможностей заключён в захваченности сущим.
Если меня равно захватывают все возможности это ситуация Буриданова осла.
03:56:48 - прежде чем задаваться вопросом «почему» надо понять почему мы почемукаем.
Возможен ли бесконечный выбор как свободный выбор?
Уже Лейбниц показывает, что абсолютная свобода, то есть свобода к чему угодно, это бессмысленное понятие. Самим понятием свободы подразумевается конечность.
04:04:45 - выбор возможен только если захваченность какой-то одной возможностью перевесила другие. Онтическое обоснование выбора вторично и излишне.

012 "О существе основания"

YouTube: Читаем Хайдеггера, семинар 111

самость как отношение свободы к основанию
00:00:00 - две перспективы: будущее впереди нас VS прошлое впереди нас.
00:07:10 - отношения к Богу может быть рабским или сыновьим.
00:28:12 - методика критического мышления.
00:42:40 - Антиномия - это противоположности которые разум обязан мыслить с необходимостью.
Антиномия Канта. Разум с необходимостью должен мыслить всеобщий детерминизм. Почему захотел сейчас, а не раньше — для этого д.б. основание, значит это как-то детерминировано.
00:56:04 - почему для разума необходимо мыслить непричененные причины? Если недопускать существования непричененных причин это будет конец цивилизации, т.к. получится что никто ни в чем не виноват.
Свободу Кант понимает как спонтанность.
01:04:34 - определение свободы как спонтанности хоть и негативно, но определяет свободу через каузальность.
Кант упускает из вида, что использует термины начало и событие взаимозаменяемо.
Когда Кант говорит о начале (новой причинно следственной цепочке), это начало понимается как некое событие (я захотел)
Кант не проясняет как вообще возможно в моем бытие событие которое возникает само из себя и как это связано со способом моего бытия.
01:12:50 - почему существенно, чтобы что-то произошло не просто не детерминированно, а чтобы это было от себя?
исключить детерминацию это слишком слабое требование.
Электрон не детерминирован, но можем ли мы сказать что он свободен?
Кант противопоставляет детерминизму случайность, но случайность это не свобода.
Свобода это то что д.б. связано с самостью. Свобода от слова «собство» — что-то собственное.
Кант не объясняет в чем собство спонтанности.
Если сказать что все мои действия спонтанны( =случайны), то это избавляет меня от всякой ответственности как и при детерминизме.
01:20:50 - самость должна быть понята не как нечто статичное (типа души и пр.)
Самость это некое событие которое составляет характер самой этой самости.
Необходимо показать возможность событийности самости.
В обязывании себя, как некоем движении, есть способ существования самости.
01:29:10 - господствование есть способ бытия мира.
01:47:23 - переброс через все сущее является позволением миру господствовать и это является свободой.
Свобода является позволением чему-то господствовать.
Феномен власти. Над Dasein может властвовать только то чему он позволяет властвовать , то есть то что признаётся как власть над собой.
02:05:21 - свобода это условие возможности основания. Свобода Dasein это свобода в отношении основания. Самость образуется в отношении свободы к основанию.
02:18:15 - триединство аспектов основывания.
1. учреждение - в смысле закладывания города
2. Укоренение - в смысле пускания корней (обосноваться)
3. Обосновывание - в смысле обосновать что-то (сегодня пн. я обосновываю это календарем)
02:43:31 - трансцендентальное у ХД это условие возможности опыта. Экзистенциалы суть трансценденталии.
02:47:24 - «первым» по рангу ХД считает укоренение.
02:54:30 - набросок мира это событие дающее повод сущему «войти в зазор»и в нем обрести бытие.
03:01:06 - превосхожение сущего как таковое уже д.б. расположено.
Учреждение это заступание в будущее как возможность.
03:08:44 - с одной стороны чтобы был мир д.б. набросок перебрасывающий через все сущее, но через все внутримирное сущее, значит уже д.б. сущее, а если д.б. сущее оно д.б. внутри мира, значит уже д.б. Dasein тут получается некий круг, иначе не было бы равноизначальности.

011 "О существе основания"

YouTube: Читаем Хайдеггера, семинар 110

идеалы, обязательства, власть
00:00:00 - свобода воли у животного. Мир животных беден.
00:14:43 - свобода не связана с выбором. Свобода воли подразумевает, что я по своему произволу могу хотеть того или иного. Свобода воли — оксюморон
Чтобы служить себе должна быть самость.
00:30:10 - различие цели (выпить кофе) и ценности (удовольствие вообще). Если меня притягивает внешняя цель, то я становлюсь ее рабом. Объект становясь целью вызывает желание достичь его, здесь отсутствует служение себе.
Свобода появляется в тот момент, когда я застаю себя не захваченным некой идеей (ценностью), а поставившим ее — это есть свое иное.
00:47:50 - тонкая граница между наличной (внешней) ценностью и полагаемой мной.
00:59:50 - у Dasein есть и свобода и несвобода. Dasein в качестве свободного трансцендирует не к тому на что оно падает (не к наличной ценности)
01:12:00 - наличные ценности и цели это не то-ради-чего.
Свобода у ХД онтологическая, а не онтическая.
То-ради-чего — это возможность.
Смерть для ХД это онтологическое доказательство реальности возможности.
Das Man заслоняет факт того что возможности реальны, тем что истолковывает их как вероятности.
Для das Man все возможности суть вероятности, в т.ч. и возможность смерти.
Вероятность — чисто умственная конструкция.
Для das Man возможности понимаются как умственные конструкции для прогнозирования событий, а не как что-то реальное.
Смерть не оспариваемый пример возможности, которая существует совершенно безотносительно нашего мышления.
Онтологическая свобода «несёт» перед собой то-ради-чего и именно поэтому ради-чего не цель, т.к. это наличное, а возможность никогда не наличное.
01:23:01 - бытие основания как условие его возможности.
Основанием основания является онтологическая свобода.
Мир в своей основе коррелят трансцендирования как онтологического (=априорного) акта веры.
01:44:37 - Dasein является бытием возможностей.
02:03:46 - свободная самость возможна только как несение неких обязательств перед самим собой — это уровень онтики.
Без обязательств нет свободы.
02:11:15 - только свобода обеспечивает возможность всякого обязывания.
02:22:20 - только свобода может позволить миру властвовать и мирствовать.
Трансцендирование и падение равноизначальны.
Свобода с необходимостью позволяет миру властвовать в отношении Dasein.
Нельзя быть свободным и не быть подвластным.
02:34:45 - я сам ставлю цель, но я же и обязываю себя этой целью, тем самым я становлюсь подвластным, но самому себе.
02:40:35 - обывательское понимание свободы: я ни от кого/чего не завишу.
Онтологическая свобода априори подразумевает подвластность
Фактом залогинивания в Dasein я всегда уже оказываюсь во власти мира.

010 "О существе основания"

YouTube: Читаем Хайдеггера, семинар 109

суть вопроса об основании; априорность свободы

009 "О существе основания"

YouTube: Читаем Хайдеггера, семинар 108

как (не) спутать мысль Хдра с бартианством, платонизмом, антропоцентризмом

008 "О существе основания"

YouTube: Читаем Хайдеггера, семинар 107

что значит "возможность выше действительности"; упущение феномена мiра у Платона и Канта; о чём БиВ

007 "О существе основания"

YouTube: Читаем Хайдеггера, семинар 106

содержательная неопределённость Блага

006 "О существе основания"

YouTube: Читаем Хайдеггера, семинар 105

ἐπέκεινα как трансценденция
00:00:00 – Dasein не соборное тело и не человеческая природа.
00:15:50 – Бытие-к-смерти это бытие не к какому-то физическому состоянию. Dasein смертно онтологически, онтически оно практически бессмертно (пока есть хоть один дазайнообразный).
00:26:41 – Выявление трансценденции позволяет увидеть область для вопросов о сущем как таковом.
00:38:07 – Lightung- просека в лесу, пространство-время.
Bezirk – область разомкнутости в которой сущее открывается.
Трансцендирование – размыкание монолита бытия, просека духа.
Просека/разрыв всегда уже образована событием пробуждения, т.е. размыкания, которое является событием мирообразующим и тем самым праисторическим.
Просвет образует мир. Мир это то «куда» трансцендирование, просвет это то «что» образовано этим трансцендированием.
00:58:12 – Просвет – «место» в котором может открыться или сокрыться сущее.
В бытие каким-то образом должно войти ничто, чтобы явилось что-то. Ничто как некий акт ничтОжения, посредством которого осуществляется размыкание.
01:07:23 – Традиционно трансценденция понималась как «место» пребывания идей, Бога и т.п., и это все могло быть и без нас. Для Хд не может быть трансценденции, бытие которой было бы ничьим.
Какое понимание трансценденции Хд атрибутирует Платону в тексте «Государство»?
01:19:30 – Почему возникает сомнение, что трансценденция у Платона это трансценденция Dasein?
01:35:06 – Благо по Платону трансцендентно,потому что оно за пределами всего сущего.
И у Платона и у Хд трансценденция за пределами сущего.
У Платона трансценденция это некое «стояние» где-то за пределами, у Хд трансценденция Dasein это трансцендирование, т.е. выход за пределывсего сущего, который не возможен без того, чтобы он был чьим-то.
01:51:11 – Разительный контраст между трансценденцией у Платона и трансценденцией Dasein в том, что первая м.б. и без нас.
Хд замечает: Платон ставит проблему о нашем существовании в полисе, а полис не существует без нас, т.е. невозможен без нашей экзистенции.
При более внимательном взгляде на контекст «Государства» мы видим, что в нем идет вопрос о возможности нашей экзистенции.
02:15:31 – Благо Платона и его троякая структура выражают то, что Платон пусть и имплицитно, но подходил к вопросу онтологического наброска Dasein. Идея Платоновского блага и жизни в полисе близка к мысли Хд.
02:31:33 – Трансценденция в «Государстве» без нас невозможна. Первопоступок по Платону – выход из пещеры.
Geschehen (событие) переброс наброска, разрыв [мира] образующий, как некое одноразовое действие, которое всегда уже произошло, есть прапоступок (urhandlung).
Зазорообразующий разрыв – вторжение ничто в бытие.
Поступок чтобы быть нравственно определенным д.б. свободным и здесь некий таинственный исток свободы.
Прапоступок – с одной стороны вторжение свободы, с другой вторжение ничто.
Прапоступок это поступок самого Dasein , который тем не менее невозможен без того, чтобы эта экзистенция не была чьей-то.
02:44:17 – У Платона телеология выхода из пещеры это выход к возможности истины, понимания и бытия. Эти три возможности обусловлены экзистенцией как прапоступком.
Со всеми бодрствующими прапоступок уже случился.
Философ повторяет эксплицитно то, что с каждым происходит имплицитно.
02:55:00 – Для Платона благо является гарантом истины. Для Хд гарант это элемент онтотеологии (введение некоего высшего сущего от которого все зависит).
Экзистирование это такое выступание что одновременно и возвращение к сущему(будущее которое всегда уже вступило в настоящее).
03:03:36 – В каком смысле возможность выше действительности?
03:15:13 – И заслонить смерть и быть-к-смерти незаслоненным можно множеством разных способов.

005 "О существе основания"

YouTube: Читаем Хайдеггера, семинар 104

ещё раз об эгоизме и альтруизме (работа над ошибками)
00:00:00 – Мир = то-ради-чего=самость.
00:12:35 – Как из тезиса о том, что Dasein экзистирует ради себя можно сделать вывод о солипсизме или эгоизме Dasein.
-00:24:52 – Грамматически у слова Dasein отсутствует множественное число.
00:34:28 – Солипсизм вытекает из посылки о множественности Dasein-ов.
Для Аристотеля друг это альтер-эго.
Разница между эгоизмом и альтруизмом.
Dasein существует ради себя и является условием возможности как эгоизма, так и альтруизма.
То, что Dasein существует ради себя не значит, что и я существую ради себя, такой вывод вытекает из идеи множественности Dasein-ов.
Как возможно событиё с другими, если у каждого свой мир?
00:51:42 – Мы все находимся в одном мире,из которого у нас размыкаются смыслы, поэтому мы можем взаимодействовать и поэтому мы не монады.
00:56:06 – Солипсизм и эгоизм вытекают из одной посылки о множественности Dasein-ов.
Мало сказать верную мысль, важно понять,откуда возникает неверное мнение, чтобы от него освободиться.
01:09:28 – Хд не говорит что само Dasein мое. Хд различает Dasein и бытие Dasein. Бытие Dasein всегда чье-то.
Dasein не какая-то идея, которой мы как единицы причастны.
01:22:08 – Как то, что Dasein существует ради себя, делает возможным альтруизм?
Чтобы обрести судьбу мое Dasein должно выбрать своего героя.
Для Хд герой это тот кто рискует жизнью ради мира, но ради мира который будет после того как бытие Dasein перестанет быть его.
01:42:55 – Эгоистом или альтруистом может быть только какой-то человек, а не Dasein.
Для Хд альтруизм связан с готовностью смерти ради других, отсюда у него бытие-к-смерти играет такую важную роль.
01:57:03 - Поскольку Dasein существует ради себя, то мое бытие становится ради Dasein тем или иным образом, т.е. ради мира так или иначе понимаемого. От того как понят мир зависит будет мое бытие эгоистичным или альтруистичным
02:12:38 – Альтруист рискует, он не знает какой будет результат, но для него жизненно важно что будет с миром после него.
02:15:40 – Каким образом сущее входит в мир? Где оно «находится» до вхождения?
02:26:11 – Вход сущего в мир это довременное событие.
Dasein это сущее которое существует бытием по способу бытия-в-мире, поэтому оно не внутримирное, а в-мирное.
02:36:28 – Когда я пробуждаюсь сущее всегда уже вошло в мир, момент «входа» засечь невозможно.
02:47:33 – Для Хд трансцендентность это праистория, прасобытие. «Пра» -- это то, что всегда уже произошло. Всегда уже произошло некое событие и это событие является трансценденцией т.е. перебросом за пределы всего сущего.
02:56:26 - В событии пробуждения бытие Dasein становится моим. Праистория, событие (Ereignest) в том смысле, что оно с нами всегда уже случилось.
Сущее не обязательно что-то, Dasein не что-то.

004 "О существе основания"

YouTube: Читаем Хайдеггера, семинар 103

youtube как аналогия Dasein; трансцендирование как восхождение к своему прообразу

003 "О существе основания"

YouTube: Читаем Хайдеггера, семинар 102

бестелесность и "ради-себя" Dasein vs. эгоизм/альтруизм "фактического человека"

002 "О существе основания"

YouTube: Читаем Хайдеггера, семинар 101

экзистенциалы падения и речи; круг самости

001 "О существе основания"

YouTube: Читаем Хайдеггера, семинар 100

мiр животный vs. человеческий; что значит "просто верить"