О.М. Ноговицын "Ступени свободы"
Текст
О.М. Ноговицын «Ступени свободы: Логико-исторический анализ категории свободы»
О тексте
На семинаре мы обсуждаем введение и первую главу:
--Три заблуждения «здравого смысла» касательно понимания свободы и в чем их ошибочность.
--Недетерминированный выбор – концептуальный фантом.
--Рождение свободной воли.
--Совместимость свободы и детерминизма.
О курсе
Этот курс представляет собой медленное чтение. Целью ставится адекватная интерпретация текста и подкрепление ее феноменальным опытом от первого лица.
О ведущем
Аркадий Шуфрин
Магистр патристики Свято-Владимирской православной духовной семинарии, штат Нью-Йорк.
Кандидат наук в области ранней истории христианской доктрины, Принстонская духовная семинария.
Среди публикаций:
- монография о Клименте Александрийском (американское и российское издания);
- аннотированный перевод Амбигв Максима Исповедника.
- публикации в журнале "Horizont".
Когда
Курс закончен
Лекции
004 "Ступени свободы"
YouTube: Обсуждаем _Ступени свободы_ О.М. Ноговицына, семинар 4
свобода, счастье и справедливость
00:00:00 - «Добродетель» в диалоге Продика олицетворяет старших софистов. Геракл -- новорождённый «я-принцип».
Перед субъектом, который произвёл (детерминировал) себя как волю к удовольствию вообще, встаёт вопрос как оптимально реализовать этот проект.
Старшие софисты: в человеке наряду с органами восприятия есть органы этического наслаждения [логосы добродетели].
«Добродетель» советует заботиться об этических наслаждениях, «порок» о чувственных.
00:10:47 - Позиция младших софистов (устами Сократа): врожденных чувств этического наслаждения нет.
Нравственные чувства не врожденные, а воспитываются.
Оптимальный способ реализации «воли к удовольствию» -- извлечение максимума удовольствий из своего тела [в т.ч. создавая новые потребности].
00:18:20 - Сократ: только подчинив свои действия объективной и познанной природе объекта, можно получить максимум удовольствия.
00:26:57 - Разделение Платоном удовольствий на чистые и нечистые [сопряженные со страданием]
00:38:31 - Чистые удовольствия : созерцание линий и форм чистых красок. Этот пример Платона иллюстрирует ситуацию, когда потребности нет, а наслаждение есть.
00:53:33 - Сравнение желаний с бездонной бочкой.
01:08:49 - Воспитание (этические конструкты) внедряются в нас с детства, согласно младшим софистам, они внедряются с тем, чтобы дать власть нас теми, в кого они внедрены, тем сильным людям, которые сами могут от них избавиться.
Сильный человек это тот, кто избавился от «чипов» (воспитания) и живет согласно своей природе.
01:12:20 - Сильная сторона позиции младших софистов: получается, что сильный человек действует полностью в соответствии с рекомендацией Сократа, он познал разумно и объективно природу людей [ср. "овцы"] и в максимальной степени умеет ими манипулировать (с помощью воспитания в них этических конструктов).
01:24:43 - Платон и трехчастность души.
01:36:44 - Для младших софистов, нравственность это то, что служит пользе более сильного.
02:01:40 - Сократ оспаривает тезис о врождённости у нас органов этического наслаждения.
В наше время уже доказано, что чувство справедливости у нас врожденное. Можно оспорить младших софистов так: «сильный» человек уже не «природный», а искусственный. Начитавшись «Ницше», он установил себе чип подавляющий естественную потребность в справедливости.
Облом «я-принципа» как принципа удовольствия состоит в том, что хотя воля полагает своей целью удовольствие вообще, мотивом реализации этого стремления воли каждый раз является удовлетворение той или иной потребности. Выходит, чтобы реализовать эту свободу, необходимо быть рабом некоторых потребностей.
Значит воля свободна потому, что следует ей же самою поставленной себе цели; но реализация этой цели возможна лишь как удовлетворение всегда уже заданной потребности. Получается парадокс: воля свободна в том, что она всегда уже выбрала рабство.
02:13:29 - Понимание «я-принципа» Аристотелем.
02:20:28 - Нужна ли справедливость тому, чьих справедливых поступков никто не видит?
02:29:00 - Аристотель открывает феномен самоценного действия. Вся предыдущая традиция мыслила в рамках воли как стремления к удовольствию, понимаемому как результат некоторой деятельности, *отличный* от самой деятельности.
Традиция понимала «своё иное» как наслаждение и, следовательно, как своё тело [то есть подспудно в роли «моего иного» выступало мое тело]. У Аристотеля «мое иное» — это мое дело.
02:35:24 - Профессия как призвание [служение]
003 "Ступени свободы"
YouTube: Обсуждаем _Ступени свободы_ О.М. Ноговицына, семинар 3
свобода как отношение к "своему иному"
00:00:00 - Переход от "здравого смысла" к философской т.зр.
На 3-й ступени, выбор, о котором здравый смысл мнит, что он его совершает, происходит между готовыми (пред-заданными) целями.
Выбор между желаниями исходя из удовольствия от них означает, что единого "меня" нет. "Я" отождествляется с желаниями, которых у меня много, получается много разных "я".
Если есть свобода, то есть и субъект свободы.
00:09:03 - Здравый смысл находит нечто общее всем своим целям и чисто когнитивно абстрагирует от всех целей характеристику удовольствия.
Переход на новую ступень происходит в (необусловленном феноменологически) событии целеполагания: субъект находит себя стремящимся к цели, которую он поставил сам. Свободен тот, кто живет ради себя.
Стремиться к цели, которую ты сам себе поставил -- это и значит быть свободным; такое стремление называется "волей".
Желания рождаются из нехватки. Воля не рождается из нехватки; это предпосылка её свободы.
Как только воля воля, она, там самым, уже является сразу как свободная.
В частности, когда я полжил удовольствие как цель, я есть воля, и это воля свободна.
00:18:18 - В позициях здравого смысла №2 и №3, понимание свободной воли как нарушение детерминизма привело к абсурду.
В позиции "логоса" детерминизм уже не мешает, поскольку, даже если будет доказано, что событие постановки цели детерминированно, это не отменяет того, что возникшее детерминированнно - свободно.
00:26:46 - Если свободу понимать как возможность недетерминированного выбора то ее нет.
Свобода как недетерминированный выбор - концептуальный фантом. Если выбор ничем не детерминирован то он случаен. В чем тут свобода?
00:33:56 - Важно различить: детерминировано не то, что цель появилась, а то что я совершил *акт постановки* этой цели.
Если бы цель удовольствия появилась на ряду с поесть и поспать, т.е. сама собой, то эта цель оказалась бы пред-данной мне, и никакой свободы здесь не было бы.
00:41:16 - "Свое иное". Всякое наличное желание коррелятивно какой-то цели, и эта цель -- не-я. Я увидел мороженное, мне его захотелось, ия стал его рабом, потому что эта цель "иное" по отношению ко мне. А когда я решаю, что буду стремиться к удовольствию, потому что я сам поставил его в качестве своей цели это уже "свое иное". Это иное "свое" в том смысле, что это я положил его как цель.
Важно: мы не говорим, что человек сам себе поставил цель, т.к. такое утверждение подразумевает что "я" было до постановки цели, но "я" и есть сам акт постановки цели.
00:49:42 - В акте постановки цели, цель является своим иным по отношению к стремлению, стремление преобразуется в волю.
В случае воли цель поставлена самим стремлением, в случае желания попить чай цель выступает как "магнит", т.е. не стремление ее поставило, но оно влечётся к "магниту".
00:59:47 - И. Зайцев. Принцип удовольствия.
"Иное" в позициях здравого смысла №1,2,3 : была цель коррелятивная желаниям, т.е. субъект отождествлялся с желаниями, и цель выступала как иное, по отношению к которой желание было подчиненным, т.е. рабским; это иное влекло и порабощало себе желание.
В переходе к философской т.зр. это иное может стать своим, но только если поверх когнитивного наблюдения произойдёт событие, в котором найденный разумом абстрактный объект (удовольствие) будет положен как цель; это и есть рождение воли как свободной. Это воля возникает вместе с целью в едином событии.
01:09:00 - Удовольствие на стороне объекта, это некое свойство всех объектов, но я -- не объект.
01:19:30 - Когда родилась свободная воля (субъект), которая стремиться к цели, эта воля легко может найти способ своей реализации; дальше перед этой волей встает вопрос, какой способ ее реализации оптимален.
Геракл в диалоге Продика как олицетворение новорожденной свободы.
01:28:54 - Я "свое иное: понимаю как цель, и в этом смысл называния его "иным", но "своё" указывает на то, что это цель, поставленная самим стремлением.
01:36:06 - И.Зайцев. Я различаю в себе 2 компонента: "свое иное - это мое многообразие желаний; переживания и ощущения мне эмпирически достоверные; 2. то, что не является моим иным, а мной самим - я как принцип единства все этого многообразия.
А.Шуфрин. Если общим для всех "своих иных" является то удовольствие, которе приносят осуществления "своих иных", то получается, что "я" - это удовольствие; что контр-интуитивно.
01:45:55 - На основании чего я выбираю как мне отнестись к собаке?
02:03:56 - диалог Продика "Времена года": позиция Добродетели = старших софистов. Вопрс о статусе социальных норм.
002 "Ступени свободы"
YouTube: Обсуждаем _Ступени свободы_ О.М. Ноговицына, семинар 2
субъект свободы в поисках "себя"
00:00:00 - Свобода воли подразумевает вину в моральном смысле (субъект мог [захотеть] поступить иначе).
00:06:06 - Тезис №1: "Сфера хотения -- не полный произвол, однако, во многих случаях я захотеть способен".
00:12:55 - "Поезд" с хотениями всегда уже пришел.
Тезис №2: "Я могу выбирать из своих желаний".
Свобода воли как некая субстанция, по аналогии с идеей "плода" в идеализме.
00:24:10 - Идея воли (желания, хотения) есть абстрагирование, освобождение от предмета. На самом деле я всегда застаю себя уже в некотором хотении чего-то.
00:26:32 - Как совершается выбор между двумя желаниями?
Два равно желанных предмета и парадокс Буриданова осла.
Два неравно желанных предмета.
Свобода существующая лишь в форме выбора -это формальная свобода (мнимая). Мнимая т.к. по форме это выбор, но по сути он уже предрешен: одно из двух желаний сильнее.
00:38:54 - Свобода воли не может быть частичной, если свобода воли есть она может быть только абсолютной; пусть в какой-то области, но в этой области она должна быть абсолютной.
00:41:56 - Тезис №3: "Свобода - это сдерживающее начало"
Энкратия. Акрасия.
Сила воли как некая 3-я сила, встающая на сторону более правильного желания и дающая мне возможность владеть собой.
00:50:12 - Желания взвешиваются разумом и перевешивает то конечное удовольствие, которое больше, такой выбор — не свободный. Здесь удовольствие появляется как внешний по отношению ко мне принцип, которому я должен подчиниться. Я остаюсь в рабской позиции.
01:00:38 - Когда разум контролирует наши желания, в итоге все опять сводится к произволу. Взвешивать последствия — это дело знания, а никак ни свободы.
Для здравого смысла свобода противоположна детерминированности.
01:16:08 - Иерархия мотивов.
Чтобы не кричать от боли, нужна не какая-то воля в помощь гордости, а сама гордость. Гордость либо есть, либо ее нет (нельзя наполовину.) В очень многих ситуациях легко забыть кто ты есть.
01:24:34 - Условие свободы, которое отличает ее от случайности произвола. Вопрос о свободе не может быть поставлен, пока не найден принцип детерминации.
Аристотель : свободен тот, кто живет ради себя. Чтобы жить для себя, должен быть суверенный субъект, собственно тот кто свободен.
01:33:16 - Предыдущее понимание себя было "я как стремление": т.е. я хочу того и того, а где же я? я само это стремление. -- это первая ступень познания себя на уровне здравого смысла.
01:37:00 - Наивная попытка познать себя: посмотреть в зеркало. Смотрюсь в зеркало, на самом деле не я, а другой, в чью роль я вхожу.
01:54:37 - Итоги трёх тезисов о свободе.
1-й момент самодетерминации: видя свои желания, я узнаю себя как стремление к удовольствию.
02:02:06 - К. Маркс и понятие стоимости
02:08:30 - Расхожее мнение: мы все делаем ради удовольствия. Но мы не можем обнаружить в своём опыте стремление к «удовольствию вообще».
02:16:03 - Этимология слова "удовольствие".
001 "Ступени свободы"
YouTube: Обсуждаем _Ступени свободы_ О.М. Ноговицына, семинар 1
постановка вопроса о свободе и "здравый смысл"
00:00:00 - Вступительные слова.
00:08:35 - Введение. Тезис №1: "Ответственность -- необходимая составляющая жизни в обществе".
00:14:17 - Тезис №2: "При полном детерминизме ответственность невозможна".
Детерминация через обучение. Дрессировка животных. Воспитание детей.
Ответственность по принципу детерминации.
Вол "наказан" в смысле: научен.
00:25:25 - Рабочая гипотеза №1:" Свобода не совместима с детерминизмом".
Что такое детерминизм. Демон Лапласа.
У ребенка мы не просто вырабатываем рефлекс (как у животного), но и формируем понятие "ответственности".
Формирование понятия ответственности = внушение того, что в моей воле потупить так или иначе.
Ответственность как концептуальный конструкт, необходимый для жизни общества.
Присутствие в каждом внутренней "полиции" в форме совести.
00:34:22 - Следствие из гипотезы №1: чтобы была ответственность, должна быть хоть какая-то недетерминированность.
00:41:59 - Тезис №3: "Абсолютная свобода не совместима с ответственностью".
Абсолютная свобода = абсолютная выключенность из мира; ничто в мире не в состоянии оказывать воздействие на субъект, для такого субъекта и наказание, и поощрение абсолютно безразлично.
00:53:06 - Логико-исторический метод.
00:58:27 - Глава 1.
Контрапункт между научным и обыденным мышлением.
Научная точка зрения - принцип достаточного основания.
Здравый смысл не отрицает научной точки зрения, но в то же время не хочет признать отсутствие свободы, т.е. говорит "из двух углов рта" сразу.
Здравый смысл не отдаёт себе отчёта в своих основаниях.
01:08:30 - Тезис №4: "Существенна лишь свобода действия".
Для здравого смысла свобода действия = способность преодолевать препятствия на путях исполнения своих желаний.
01:14:08 - Тезис №5: "Подразумевает ли всемогущество свободу в своих желаниях?"
Различение свободы действия и свободы желаний.
Свободен ли человек захотеть что ему вздумается?
01:29:24 - Действие детерминировано желаниями.
01:47:20 - Тезис№ 6: "Свобода воли как способность выбора одной цели (желания) из ряда наличных". Существует ли так понимаемая свобода воли?
Различение свободы воли и силы воли.
Способность свободно захотеть = способность творить свои желания из ничего.
"Что хочу, то и захочу" подразумевает уход в абсурдный регресс.
Кант: свобода как спонтанность. По самому своему определению спонтанное хотение таково, что возникает без моего участия; следовательно, никакой моей свободы в нём нет.