Прочтение М. Хайдеггером Платона
О ведущем
Аркадий Шуфрин
Магистр патристики Свято-Владимирской православной духовной семинарии, штат Нью-Йорк.
Кандидат наук в области ранней истории христианской доктрины, Принстонская духовная семинария.
Среди публикаций:
- монография о Клименте Александрийском (американское и российское издания);
- аннотированный перевод Амбигв Максима Исповедника.
- публикации в журнале "Horizont".
Лекции
-
005 Прочтение Хайдеггером Платона.
Чтение отрывка из толкования притчи о пещере в курсе 1931г. (GA34, SS.48-72)
-
004 Прочтение Хайдеггером Платона.
00:01:40 -Ж.-М. Нарбонн, "Генология, онтология и Ereignis"
-
003 Прочтение ХАйдеггером Платона.
00:00:40 - Разбор вопроса, к которому МХ неоднократно возвращался: "Почему есть сущее, а не ничто"
-
002 Прочтение Хайдеггером Платона.
00:00:30 - Цели семинара.
-
001 Прочтение Хайдеггером Платона.
00:00:25 - Вступительное слово.
005 Прочтение Хайдеггером Платона.
YouTube: рецепция Хайдеггером Платона: семинар с Ириной Протопоповой
чтение отрывка из толкования притчи о пещере в курсе 1931г. (GA34, SS.48-72)
004 Прочтение Хайдеггером Платона.
YouTube: Читаем Хайдеггера, семинар 4 (репост)
00:01:40 -Ж.-М. Нарбонн, "Генология, онтология и Ereignis"
00:03:30 - Тезис Хайдеггера о "забвении бытия". Необходимость прояснения основных положений, озвученных в семинаре 3. Онтологические "пирамиды" Хайдеггера и Плотина.
00:08:25 - Обвинение Нарбонном Хайдеггера в забвении Плотина. Смешение Нарбонном бытия и сущего.
00:21:25 - Ereignis по Хайдеггеру не происходит без нас. Actus purus Фoмы Аквинского и Единое Плотина "есть" безотносительно нас.
00:27:20 - Интерпретация Медардом Боссом хайдерровского "анти-гуманизма".
00:33:30 - Dasein vs. "человек". Da-sein как бытие "места" (Da).
00:39:25 -Что Хайдеггер понимает под "гуманизмом".
00:50:35 - Вопросы. Ereignis -- просто событие?
00:53:50 - νόησις -- не мышление, а внимание.
01:01:50 - Рассматриваются ли у Хайдеггера идеи (логосы)?
01:09:20 - Чтение: "Простое называется в слове κλίνη, но в то же время τριτταί τινες κλΐναι αύται γίγνονται (597 b). Мы должны перевести так: «эти самые кровати здесь возникают трояким образом». Μία μΐν ή έν τή φύσει ούσα, «одна существует в самой природе». Мы замечаем, что такой перевод недостаточно глубок. Что здесь означает φύσις, «природа»? В природе нет кроватей, они не растут, как деревья и кустарники. Однако для Платона и прежде всего для первоначальной греческой философии φύσις есть раскрытие, она раскрывается, обнаруживает самое себя, распускаясь из себя самой, как роза."
Греческое понимание "природы" (φύσις). Бытие как δύναμις (сила).
01:21:56 - Природа как явление (обнаружение). Энергия единичной сущности. Видеть как впервые.
01:34:35 - Встреча с Другим. Открыться Другому значит допустить свою уязвимость. Жизнь в модусе das Man.
003 Прочтение ХАйдеггером Платона.
YouTube: Читаем Хайдеггера, семинар 3 (репост)
00:00:40 - Разбор вопроса, к которому МХ неоднократно возвращался: "Почему есть сущее, а не ничто"
00:04:35 -Контекст этого вопроса:
- Переход от "раннего" Хайдеггера (до 1935 года) к "позднему" (по 1950 год включительно)
- Диспут с Кассирером
- Лекции по метафизике 1935 года
00:21:37 - Ничто ничтожит. В каком смысле ничто "есть"?
00:31:42 - Чтобы расслышать вопрос, необходим скачок сознания. "Первый скачок". Вопрос Хайдеггера как коан.
00:37:33 - Что значит ответить на коан?
00:41:08 - Предварительный ответ на основной вопрос метафизики: преодоление метафизики и, следовательно, преодоление самого вопроса
00:42:14 - "Второй скачок" . Первоисток хайдеггеровского вопроса: Лейбниц. Сила действия принципа достаточного основания: вопрос "почему"
00:59:10 - Преодоление метафизики и ее основного вопроса означает преодоление господства "почему". Калькулирующая рациональность. "Почему" ведет только к сущему и никогда к бытию.
01:04:40 - Вопрос об основании нашего права требовать основание. Принципа достаточного основания сам не имеет основания.
01:06:50 - Расслышать истину вопроса об основании
01:14:45 - Ничто ничтожит без "почему". Стих Силезского Ангела о розе.
01:20:46 - Ответы на вопросы. МХ и софиология о. Сергия Булгакова
01:33:44 - Не упразднил ли МХ "коанным" диалогом сократический?
01:47:01 - София у о. Сергия Булгакова
002 Прочтение Хайдеггером Платона.
YouTube: Читаем Хайдеггера, семинар 2 (репост)
00:00:30 - Цели семинара.
00:05:00 - Обсуждение фрагмента 1-в прошлого семинара. Разбор терминов das Aussehen & An-wesen .
00:07:30 - das Aussehen. Сравнение с идеями Платона. Двуликость термина.
00:22:01 - Бытие зримо в идеях.
00:23:08 - Что значит "бытие".
00:25:40 - Двоица: идея и эйдос.
00:30:30 - Почему есть нечто, а не ничто.
00:34:40 - Что понимает МХ под бытием.
00:48:28 - Трактовка МХ бытия у Платона как "присутствия" (An-wesen)
00:50:50 - Степени бытия. Степени присутствия. Наиболее присутствует то, кого (что) можно всегда застать на месте.
00:53:30 -Стих "Вещи прячутся" (Е.Кропивницкий)
00:56:10 - Присутствие (An-wesen) как модус доступности.
00:58:40 -Гуссерль. Вещи в профиль и анфас.
01:04:40 - Чтение.
Текст : “Как это происходит? Полагается соответствующий вид, образ. Но что под этим подразумевается? Приведенный тезис, призванный вкратце охарактеризовать сущность метода, вполне естественно представить так: для множества отдельных вещей, например, отдельных домов, полагается одна идея (дом). Однако такое расхожее представление о Платоновых идеях не даст нам возможности постичь суть метода.
01:06:16 - Чтение.
Текст : Речь идет не просто о полагании είδος 'а, а о таком подходе, благодаря которому встречающее нас прежде всего полагается во всем своем многообразии единичного относительно единства είδος'а, и наоборот, последнее полагается в отношении к первому и, таким образом, оба полагаются в их отношении друг ко другу. Полагается, утверждается в соотнесении с другим, то есть устанавливается и представляется для усмотрения не только идея, но и, прежде всего, многообразие единичного как соотносимого с единым своего единого вида (Aussehen). Поэтому такое действие является самоупрочением (Sichfestsetzen) между множеством единичного и единым «идеи», направленным на то, чтобы уловить то и другое в едином взоре и определить их взаимоотношение.
01:09:18 - Чтение.
Текст : При таком подходе существенную помощь оказывает язык, через который человек устанавливает свое отношение к сущему. В слове, а именно в непосредственно сказанном слове, пересекаются оба ракурса: сначала ракурс, обращенный на то или иное непосредственно называемое (на этот дом, этот стол, эту кровать) и потом ракурс, обращенный на то, как это единичное выражается в слове (это как дом — в соотнесении с его видом).
01:11:36 - Различение эйдоса и идеи. Чтение.
Текст : Только тогда, когда сказанное о «методе» мы станем осмыслять в таком прочтении, мы сполна постигнем, что же имел в виду Платон. Мы уже давно привыкли сразу же воспринимать множественное единичное в соотнесении с его всеобщим, однако в данном случае открытие Платона заключается в том, что многообразие единичного как такового появляется в горизонте его вида, эйдоса как такового.
01:14:08 - Чтение.
Текст : Только тогда, когда мы вновь совершим это открытие, приведенное положение о «методе» правильно сориентирует нас в том, что должно скрываться за μίμησις. Речь идет о подражании, то есть об из-ображении и про-из-ведении чего-либо похожего на нечто иное.
01:16:06 - Вид и схема. Чтение.
Текст : Подражание совершается в области про-из-ведения в самом широком смысле. Это многообразие произведенного, которое тотчас попадается нам на глаза, причем не как некое запутанное взаимопроникновение всяческой множественности, а как многообразное единичное, которое мы уже называем одним именем. Таким разнообразным произведенным являются, например, τά σκεύη, «утварь», которой поразному пользуются во многих домах. Πολλαί πού είσι κλΐναι καί τράπεζαι (596 b): «многоразличны, то есть множественны по их числу и разнообразны по тому или иному непосредственному их виду кровати и столы». Однако речь идет не о том, что кроватей и столов именно много, а не мало — сразу же важное значение приобретает лишь обращенность к тому, что сополагается в этой констатации: много кроватей, много столов, но лишь одна ίδέα кровати и лишь одна ίδέα стола.
01:20:20 -Индивидуальные эйдосы. Чтение.
Текст : Единое, характерное для эйдоса,— это не только единое в смысле числа, но прежде всего единое как одно и то же, то единое, которое остается неизменным при любых изменениях остова кровати, одним словом, то, что составляет ее постоянство. В эйдосе обнаруживается то, что «есть» встречающее нас. Поэтому — согласно Платону — бытию присуща неизменность. Все становящееся и самоизменяющееся, будучи непостоянным, не имеет бытия. Поэтому с точки зрения платонизма «бытие» всегда напрямую противостоит «становлению» и переменам. Сегодня мы, напротив, привыкли считать «реальным» и подлинно сущим как раз самоизменяющееся, становящееся.”
01:33:00 -Эйдетическая вариация.
01:34:05 -Нерв спора Ницше и Платона
01:40:40 - Вопросы и дискуссии. Есть ли бытие у каждого из нас в онтологии Платона? МХ и теория Дарвина о о происхождении видов и становлении. Вопрос волнующий МХа: почему нечто есть, а не наоборот? и другие
001 Прочтение Хайдеггером Платона.
YouTube: Читаем Хайдеггера, семинар 1 (репост)
00:00:25 - Вступительное слово.
00:02:08 - Чем интересен предлагаемый текст .
00:07:48 -Структура мысли М. Хайдеггера
00:08:27 - 1. Онтологическая дифференция: различение бытия и сущего, 2. Забвение бытия.
00:09:10 - Неверное понимание тезиса "забвения бытия" у некоторых хайдеггероведов
00:17:00 - Чтение. Вступление.
Текст:“Для Платона (1) бытие становится зримым в «идеях». (2) Они суть бытие сущего и потому (3) сами предстают как истинно сущее, как истинное. ... (4) Ιδέα, усмотренный образ ( =Aussehen, облик) характеризует бытие, причем для такого способа видения, который в увиденном как таковом постигает (5) чистое присутствие. (6) «Бытие» находится в сущностном отношении «к», оно определенным образом равнозначно раскрытию и проявлению себя ( = sich Zeigen und Erscheinen), равнозначно φαίνεσθαι того, что есть έκφανές (ist in gewisser Weise gleichbedeutend mit dem φαίνεσθαι des έκφανές; = “явленью явного”) ” (с. 85; GA S.169)
00:24:10 - 2 смысла бытия у М.Хайдеггера
00:25:38 - Стих "Рождение улыбки" (О. Мандельштам) как иллюстрация к тезису "явление явного"
00:40:30 - Сравнение ускользающего бытия у М.Хайдеггера с эпохе Гуссерля
01:01:10 - Чтение текста. Обсуждение искусства как мимесис.
Текст: Необходимо еще раз задаться вопросом: как искусство относится кистине? Каково местоположение искусства в этом соотношении? Искусство есть μίμησις. Из сущности μίμησις 'а необходимо постигать характер его отношения к истине. Но что такое μίμησις? Обращаясь к Главкону, Сократ говорит (595 с): μίμησιν όλως έχοις άν μοι είπείν ότι ποτ’ έστίν; ούδέ γάρ τοι αύτός πάνυ τι συννοώ τί βούλεται είναι. «Можешь ли ты мне сказать, подражание, взятое в целом,— что это такое вообще? Ибо и сам я не совсем разумею, что это может быть».
01:04:05 -Чтение текста. Понимание платоновского метода М. Хайдеггером
Текст: Так они начинают свою беседу, έπισκοποΰντες, то есть «прочно удерживая взор на самом предмете, названном в слове», причем έκ τής είωθυίας μεθόδου, то есть «привычным образом оставаясь в пути позади предмета», ибо именно это и имеет в виду греческое слово «метод»
01:20:46 - Чтение текста. Метод как вопрошание.
Текст: Привычный способ продвижения, о котором идет речь,— это развитый Платоном способ вопрошания о сущем как таковом. В своих диалогах Платон снова и снова говорит об этом. Метод, способ его вопрошания никогда не представлял собой некую застывшую технику, но раскрывался по мере продвижения к бытию, и поэтому, когда в приведенном нами отрывке суть метода выражается в одном сжатом тезисе, сказанное соответствует тому уровню философии Платона, который намечается в связи с развитием темы о государстве и ни в коем случае не является высшим. Для того вопрошания, которое сейчас важно для нас, эта характеристика метода имеет особое значение.
01:29:50 - Чтение текста. Различение эйдоса и идеи М. Хайдеггером. Что значит причастность вещей идеям.
Текст:
“Сократ (то есть Платон) говорит об этом так (596 а): είδος γάρ πού τι έν έκαστον είώθαμεν τίθεσθαι περί έκαστα τά πολλά, οίς ταύτόν όνομα έπιφέρομεν. «Εΐδος, нечто Единое, мы привыкли полагать (делать предлежащим нам) в отношении круга (περί) тех или иных множественных вещей, обозначаемых одним именем». (»Ein είδος, so etwas jeweilig Ein es, sind wir gewohnt, uns zu setzen (uns vorliegen zu lassen) in bezug auf den Umkreis (περί) der jeweiligen Vielen, denen wir densel ben Namen beilegen. «)
Здесь είδος означает не понятие (Begriff), а вид, образ (das Aussehen) чего-либо (ср. различение "эйдоса" и "идеи" ниже, фрагмент (5), и далее на с.94: “бытие, ίδέα, доводится до уровня образа... В написанном на полотне столе каким-то образом обнаруживается стол вообще, то есть как-то обнаруживается его ίδέα”)
01:40:30 - Схема Канта и идеи Платона. Как имея в умственном взоре понятие о яблоке мы можем узнать вещь которую мы видим как яблоко.
01:49:49 - Чтение текста.
Текст: В образе та или иная вещь наличествует, присутствует не в своем особенном, а, скорее, в том, что она есть по существу. При-сутствие (An-wesen) означает бытие, и поэтому бытие улавливается в ус-мотрении (Er-blicken) образа.” (с. 87; GA S. 173)