Р. Бультман «Демифологизация Нового Завета».

Текст

О тексте

Разбираемый текст: « Новый Завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного провозвестия».
Что в Новом Завете специфически христианского, а что взято из античной картины мира?
Любая картина мира, в том числе и современная, мифологична.
Почему Новый Завет требует демифологизации для современного и совершеннолетнего, "в Кантовском смысле", человека?
Как понимать грех и спасение не мифологично?

О курсе

Обсуждение работы Р. Бультмана.

О ведущем

Аркадий  Шуфрин фотография

Аркадий Шуфрин

Магистр патристики Свято-Владимирской православной духовной семинарии, штат Нью-Йорк.
Кандидат наук в области ранней истории христианской доктрины, Принстонская духовная семинария.

Среди публикаций:

- монография о Клименте Александрийском (американское и российское издания);
- аннотированный перевод Амбигв Максима Исповедника.
- публикации в журнале "Horizont".

Когда

Курс закончен.

Лекции

  1. 002 "Демифологизация Нового Завета"

    Возможна ли самоотдача без Креста? - спор Бультмана с Хдром

  2. 001 "Демифологизация Нового Завета"

    Нужна ли христианству де-мифологизация? - тезис Бультмана

002 "Демифологизация Нового Завета"

YouTube: Отдыхаем от Хайдеггера, семинар 149

возможна ли самоотдача без Креста? - спор Бультмана с Хдром
-----------
00:00:00 – стр. 15. Неудовлетворительность аллегорической трактовки Н.З.
Ориген: факт рождения Христа не спасительное космическое событие, если он не родился в моей собственной душе.
Ядро мифа Н.З. -- факт рождения Христа -- космическое спасительное событие.
00:14:30 – Почему Бультмана не устраивает понимание Н.З. исключительно в духовном смысле?
Преимущества экзистенциального толкования Н.З. перед аллегорическим.
00:24:28 - Аллегорическое толкование *всегда исходит* из определенной «к.м.».
00:30:44 – с. 16. Критерий для устранения мифологии должен браться из присущего самому Н.З. понимания экзистенции.
Аналитика Dasein не является «к.м.».
00:44:08 – Аналитика Dasein -- дистиллированное Хд –ром понимание бытия-в-мире первохристианского опыта.
В аналитике Dasein мир не «к.м.», мир -- чистая возможность размыкания смыслов.
00:58:30 – «К.м.» всегда «действительность».
Хд, в своем понимании экзистенции, дистиллировал Н.З. очистив его от креста и спасения.
01:08:08 – Недостаток либерального толкования – неучтенность общины/церкви.
Для Бультмана церковь не миф. В Н.З. церковь явление эсхатологическое.
Эсхатология -- история спасения, которая заканчивается в моей экзистенции.
01:19:50 – с.15. противопоставление плотского и душевного ап. Павлом.
Что для Бультмана значит жить по плоти?
Что значит жить из невидимого?
01:29:32 – То-ради-чего – невидимое и недоступное, возможности которые размыкаются творчески, а не готовые, которые предоставляет das Man.
01:42:15 – с.20. Жить из невидимого = жить из возможностей = в конечном итоге из возможности смерти.
Антитезы: видимое/невидимое; прошлое/будущее.
Демифологизация понятия греха.
В гностическом мифе грех = некий долг перед богом за который Христос заплатил своей смертью.
Бог на нас обижен за грех Адама – для Бультмана, и в целом для разумного человека, это мерзкое представление о Боге.
01:59:20 – Грех -- экзистирование исходя из прошлого. Прошедшее фиксируется как некая отправная точка, на которую можно опереться. Кармическая обусловленность.
Прошлое это все что уже стало.
Ап. Павел: «Простираюсь вперед, забывая прошлое».
02:07:50 – Прощение греха человеку = освобождение от прошлого.
Вера – свободное раскрытие на встречу будущему.
Можно верить не *во что-то*, а *просто* верить.
Свобода -- свобода от самого себя , т.е. от прошлого, от того себя который *уже есть* как некий комплекс привычек и т.д.
02:19:38 – с.29. Для Хд переключение в собственный модус возможно только по благодати.
Свобода как служение самому себе – для Бультмана атеизм.
02:31:43 – Для Бультмана отказ от себя без встречи со Христом – безнадежная попытка.
Быть самим собой VS самоотдача.
Парадокс Хд: Dasein именно тогда является собственно собой, когда отказывается от себя как от das Man.
02:44:27 – Смысл события Христа – освобождение от себя, как от прошлого.
Для Хд переключение в собственный модус возможно *без* встречи со Христом.
02:51:40 – с.28. Для Бультмана осознание своего хронического цепляния за прошлое (das Man) – возможно. Но это еще не дает токи опоры для освобождения.
Традиция: сначала необходимо уверовать в Бога, затем, что Христос Бог и только потом в крест.
Для Бультмана отправная точка – крест и тут начинается особая мистика.
03:03:45 – Что значит сораспяться Христу? Быть не от мира, но в мире.
Для Бультмана только сораспявшись Христу можно заступить в смерть.
В обычном понимании воскресение Христа -- мифическое событие.
Мифическое = духовное понятое как физическое (т.е. произошедшее в прост-ве и времени).
03:09:18 – с.36. Воскресение не м.б. удостоверяющим чудом, такая вера есть опять цепляние за прошлое (событие дающее надежду, опору).
Подкреплять одну (спасительное значение креста) веру другой (вера в воскресение) нельзя.
03:12:58 –с.39.Евангелие от Иоанна.
Мертвые – те, кто не слышат керигму. Услышавшие ее оживают, т.е. воскресают.
Верить во Христа = верит в крест как крест Христов.
Не потому крест событие спасения, что он крест Христов, но потому крест есть крест Христов, что он есть событие спасения.
Как приходим мы к вере в крест, как в событие спасения?
Вера или неверие не слепое решение, а осознанное «да» или «нет».
А у Хд разве это слепое решение?
Если это решение принимаю «я», то возникают нелепости как со свободой воли.
03:22:10 – Подлинная вера всегда сопряжена с риском.
Если вера основывается на каком-то факте – 1. это грех (цепляние за прошлое), 2. Мы зависим от того правда этот факт или нет.
03:32:35 – Богословие креста VS богословие славы.
Для Бультмана керигма – ключ к демифологизации, содержащийся в самом НЗ.

001 "Демифологизация Нового Завета"

YouTube: Отдыхаем от Хайдеггера, семинар 148

нужна ли христианству де-мифологизация? - тезис Бультмана
----------
0:00:00 — Мифологичность новозаветной «картины мира».
«Большой взрыв» как мифологема.
В каком смысле Бультман говорит о мифе.
00:13:23 — «Картина мира» появляется только после Декарта.
00:19:00 — Новозаветная «картина мира» не совместима с современной.
00:36:40 — Аллегорическое толкование — первая попытка демифологизации Нового Завета.
Чрезмерное очищение первохристианского опыта Хд-ром.
00:44:00 — Всякая «картина мира» претендует что-то объяснить.
«Христос взошёл на небеса» — до этого места можно долететь?
01:01:35 — Факт того, что Бог сидит где-то далеко на небе (в какой-то части пространства) абсурден в современной парадигме рациональности.
Всякий миф рационален.
01:09:31 — Можем ли мы произвольно выбрать своё мировоззрение/мифологичную парадигму?
«Картина мира» задана нам вместе с нашей историчностью.
01:18:55 — Аллегоричная попытка демифологизации Н.З.
01:29:30 — Спасение, понимаемое как переход из das Man в собственный модус, не требует никакой «картины мира».
Евангелие от Иоанна: «Верующий уже спасён, а неверующий уже осуждён».
Спасение в мифологии это некое будущее событие.
Спасение как «прививка от смерти» — чистая мифология.
01:35:34 — В сюжете с вознесением важно именно «куда». Это «место» в античной трехэтажной «картине мира» не вызывает вопросов, оно есть.
01:57:02 — Миф — способ объяснения феномена.
Является ли демифологизация Н.З. насущной задачей?
02:26:14 — для Бультмана современный человек это взрослый человек, то есть совершеннолетий по Канту.
Принцип Оккама не что-то придуманное.
Для Бультмана вера -- это вера с полным осознанием риска.
Можно совместить современную «к.м.» с Новозаветной по принципу отворачивание ("to be in denial")
02:35:57 — Насущная задача — очищение Н.З. от элементов античной «к.м».
Христианское в Н.З. это не «к.м.».
02:42:09 — Чудо не противоречит научной картине мира и не требует демифологизации.
02:58:16 – В чудесах нет ничего специфически христианского. Насколько чудо существенно для христианской веры? Удостоверение веры чудесами лишает ее самого существа как веры.
03:05:00 – Чудеса это не «картина мира».
Акт веры это когда я иду на риск с открытыми глазами, вопреки всему.