Р. Бультман «Спасение».

Текст

О тексте

Разбираемый текст: « Спасение» стр 630-639.
Как можно понимать спасение как событие осуществляемое уже в настоящем?
Сопоставление гностической веры и христианской.
Совместимо ли понятие Augenblick используемое Хайдеггером с теофанией?
Можно ли сопоставлять собственный модус экзистирования с христианским спасением?

О курсе

Обсуждение работы Р. Бультмана. Формат доклада с последующим обсуждением тезисов.

О ведущем

Сарра  Лепнанте фотография

Сарра Лепнанте

Свободный исследователь философских текстов.

Основная сфера интересов: феноменология.

Феноменология, для меня сейчас, разделяется на два направления:

1. «Бытие и время» Мартина Хайдеггера - главный изучаемый труд. Каковы априорные возможности опыта, исходная временность – вопросы являющиеся моим ведущим мотивом.
2. Кашмирский шиваизм и его трансперсональные практики как феноменологическое удостоверение Одного сознания.

Когда

Курс закончен

Лекции

  1. 004 "О спасении"

    Бог как потребность; вещь как орудие-в-работе (Бультман+БиВ §69.a)

  2. 003 "О спасении"

    Augenblick как энергия "просвета"; без-бытийность "вещей-в-себе" (Бультман+БиВ §69)

  3. 002 "О спасении"

    Ортодоксия как гностицизм; ответ Хдра Оригену (БиВ §68.c)

  4. 001 "О спасении"

    Демифологизация спасения; рас-падение как само-отчуждение (БиВ §68.c)

004 "О спасении"

YouTube: Учим язык Хайдеггера, семинар 175

Бог как потребность; вещь как орудие-в-работе (Бультман+БиВ §69.a)
----------------
00:00:00 – Доклад по Бультману «Спасение».
Для христианина совершенство в этой жизни недостижимо.
00:13:07 - Позиция Бультмана -- вне-мирное не может стать прямым владением человека.
00:24:28 – Трансцендентное как возможность.
Для Бультмана Бог -- не сущее, а горизонт, в котором может существовать всякое сущее.
00:40:14 – Какой мотив стремиться к благодати?
Мотив к собственному модусу у Хд императив «быть собой».
Для Бультмана в нашем бытии есть императив стремления к совершенству.
Для Бультмана спасение, понимаемое как стремление к совершенству, никогда целиком не достижимо, по определению.
Мотив бытовой набожности – не попасть в ад.
Апостол Павел: одни аннигилируются, другие воскреснут и спасутся.
00:55:05 – Чем спасение с Богом лучше, чем без Бога?
Потребность в личном Боге = потребность в признании Другим.
Это признание включает в себя определенный способ отношения Другого ко мне: Другой прощает мне мои ошибки (=грехи).
Личный Бог -- безотказно принимающий меня Другой и в этом моя глубинная потребность.
Герменевтика подозрения: как только я понял, что я верю в существование Бога потому что Он мне нужен, я сразу тем самым понял что Он моя проекция и тем самым я потерял веру в Него.
В современном мире романтический партнер встает на место Бога.
01:06:40 - Экзистентное свидетельство феномена спасения.
Для Бультмана -- любовь к ближнему.
Для Хд-ра -- бытие-с-другими, как неотъемлемый модус экзистирования Dasein. Собственный модус бытия-с-другими: в моем Dasein размыкаются возможности *для* Других.
01:13:30 – Выводы.
Онтологическое условие возможности спасения: стремление к совершенству.
Спасение не как состояние, а как процесс.
01:24:02 – с. 351, 2-й абз, 1-4 пр.
Трансцендентность – внеположное нам.
Трансценденция – процесс (переход, движение).
Мир трансцендентен по определению.
Наивный реализм – Харибда.
Идеализм – Сцилла.
01:42:28 - с. 351, 2-й абз, 4 пр.
Как мир м.б. трансцендирующим?
01:56:53 - с. 351, 2-й абз, 5-7 пр.; с. 352, 1-й абз, 1-4 пр.
Не быть при подручном невозможно.
02:06:03 – Для стоиков единственное, что имеет значение -- моя внутренняя детерминация воли, Бог смотрит на намерения.
02:09:17 - с. 352, 1-й абз, 5-6 пр.
Первая ересь: холодильник сломался и поэтому он меня озаботил.
Вторая ересь: я проголодался и поэтому еда стала предметом моей заботы.
Для Хд вещь первично существует как τо πράγμα. Наличное – производный модус.
02:19:39 - с. 352, 1-й абз, 7-9 пр.
Обыденное понимание взаимосвязи: есть две *независимо* существующие вещи и между ними есть какая-то связь.
Umgang -- «с чем» -- некое движение («Gang» – отглагольное существительное от «идти»), которое является связующим между озабоченьем и предметом озабоченья.
02:28:50 - с. 352, 1-й абз, 10 пр.
Неразрывная диада: обхождение и то с чем обхождение.
То с чем Dasein обходится, не существует как предмет обхождения в отрыве от самого этого обхождения.
02:34:42 - с. 352, 1-й абз, 11-145 пр.
Очки на носу являются ближайшим, но по большей части мы их не замечаем, «перескакиваем».
Не существует подручного самого по себе, оно всегда в системе отсылов.
Голод сам по себе -- абстракция в рефлексии.
Всякий ход работы всегда уже возвращается из разомкнутого мира работы к схватыванию одного средства.
02:54:54 – Как мыслить целое? В целое нельзя ткнуть пальцем и тут начинается настоящая философия.
Единство мира работы как орудийного целого и отдельного орудия как части, имеет характер временности.
02:58:00 – с. 353, 1-й абз, 1-2 пр.
Bewandtnis от глагола «wenden» - поворачивать.
Bewandtnis – другой способ сказать об umgang.
03:04:48 - с. 353, 1-й абз, 3 пр.
Mit etwas – то орудие с которым Dasein обращается.
Bei etwas -- «bei» -- указание на то дело в котором орудие используется.
Онтическое понимание Bewandtnis -- «bei» указывает на внутримирное дело (процесс).
Онтологическое понимание Bewandtnis -- «bei» указывает на размыкаемую возможность.
Для Хд-ра бытие как Dasein, так и внутримирного сущего, имеет характер возможности.
03:18:02 - с. 353, 1-й абз, 4 пр.
«mit… bei…» - бытийный характер орудийного подручного выражается двуместным отношением, следовательно, одно орудие невозможно онтологически.
03:29:29 - с. 353, 1-й абз, 5-9 пр.
Задача найти структуру временности, которая делает возможным допущение хода дела.
Бытие-при -- последний элемент, входящий в структуру Заботы, чей временной характер надлежит продемонстрировать.
03:55:02 -Термин «Behalten».
С. 339, 0-й абз, 8-10 пр.
Основа Падения—отпадение от (=забвение) Основы.
На основе отпадения возможно удерживание.
Неудерживание ( = забвение в производном смысле) производно от удерживания.
Ближайшее для нас – забвение чего-то нужного («Я слово позабыл, что я хотел сказать» О. Мандельштам).
Удерживание – аспект временности бытия-при-подручном.

003 "О спасении"

YouTube: Учим язык Хайдеггера, семинар 174

Augenblick как энергия "просвета"; без-бытийность "вещей-в-себе" (Бультман+БиВ §69)
---------
00:00:00 – Перевод «Blick» как свет, блик; кругозор, горизонт.
Augenblick = событие размыкания = просвет.
00:12:47 – В каком смысле Augenblick экстаз?
00:23:12 – Временность – экстатичная система.
Аналогия стакана наполовину полного, соотв. наполовину пустого, приложима только к настоящему. Нельзя наполовину заступить в смерть.
Гипотеза: Augenblick -- экстасис просвета.
00:42:10 – Каким образом Augenblick связан с возможностью смерти?
00:50:00 – с. 265, 2-й абз, 1-3 предл.
Прямая невозможность экзистирования возможна в любой момент.
01:08:06 – Релевантно ли сопоставлять собственный модус со спасением?
У того кто не обрел себя спасать нечего.
Спаси – экспликация сохрани.
В спасении по самому его понятию не может с необходимостью подразумеваться другой и благодать.
В традиционно патристическом ( т.е. платоническом) христианстве спасение понимается как посмертное сохранение. На 1-й взгляд то о чем говорит Хд можно понять как необходимое условие этого посмертного спасения.
Жизнь с Богом это не просто спасение, а это уже аналог счастья.
Террорист может сохраниться в аду и в этом смысле спастись.
В каком смысле у Хд слабое спасение в отличие от христианского?
Чего не хватает в спасении как его понимает Бультман?
01:39:18 – zu + активное причастие + существительное – конструкция показывающая что действие д.б. приложено к существительному. Разбор слова «Besorgende».
02:15:35 - Три мира у Хд.
Selbst-Welt - пространство моего поведения, в «БиВ» -- In-Sein.
Mit-Welt -- мир межчеловеческого взаимодействия.
Um-Welt – мир внутримирного сущего.
02:24:03 – Три интерпретации экзистенциала Речи.
1. Прагматическая – актор Я (это Я говорю).
2. Лингвистическая – через меня говорит язык, как некая аккумуляция исторического опыта бытия-с-другими.
3. Космическая – внутримирное сущее говорит мне (вещи говорят мне о моих возможностях).
Речь пронизывает собой все и является скрепляющей стихией, соотв. ее нельзя ограничить ни в Selbst-Welt, ни в Mit-Welt, ни в Um-Welt.
02:31:18 – с.350, 2-й абз, 1-3 предл.
Как временной смысл Dasein вообще (основы) соотнести с временным смыслом того или иного экзистенциала?
02:52:40 – с. 350, 3-й абз, 1-3 предл.
Задача выявить временной смысл возможности существования Dasein не просто в вакууме, а среди вещей, в мире.
Исходное бытие вещей = возможность того или иного их использования (pragma – praxis).
01:13:19 – с.350, 4-й абз, 1 предл.
«Da» -- эмбрион пространства--времени.
Чтобы появилось «Я» прежде (в логическом смысле) должно произойти событие размыкания мира.
03:18:34 - с.350, 4-й абз, 2-9 предл.
Хд переосмысляет тезис Декарта о свете разума.
Просвет конституирован экстатичной системой, а не разумом/Богом/идеей блага (иначе это уже была бы онтотеология).
03:24:13 – с. 351, 1-й абз, 1 предл.
Dasein является бытием своего «места».
Что значит быть бытием места?
Парадокс: Если сущее зависит от существования, а существование зависит от Dasein, то по транзитивности выходит что сущее должно зависеть от Dasein.
Хд утверждает что такой транзитивности нет : «мы должны полагать что существует безбытийное(seinloss) сущее».
Но ведь безбытийное сущее -- оксюморон.
Для Канта существует только вещь в себе, а все остальное феномены, явления, поэтому у Канта нет оксюморона, однако, Хд не берет этот ход мысли, а утверждает именно о том сущее существует безбытийно.
03:41:50 -- Временность как основа это временность основы (исходная собственная).

002 "О спасении"

YouTube: Учим язык Хайдеггера, семинар 173

ортодоксия как гностицизм; ответ Хдра Оригену (БиВ §68.c)
--------------------
00:00:00 - Доклад по работе Бультмана о «Спасении».
Знание VS вера.
Закостенение = грех = жить из прошлого (ап. Павел: «Забывая заднее, простираюсь вперед»).
Вера, противопоставляемая знанию, не должна иметь содержания.
Вера во что-то VS просто вера.
Вера не во что-то может исходить из двух способов экзистирования: прошлого или будущего.
Вера христианина – экзистирование из будущего, вера гностика – из прошлого.
00:17:28 – Историчность VS судьба.
Христианин постоянно находится в зыбкости своей веры: «Господи помоги моему неверию».
В матрице любой религиозной ортодоксии заложено то, что Бультман понимает под гнозисом.
00:25:48 – Свобода VS судьба.
Свобода по разуму VS свобода по благодати.
В христианстве закон опирается на индикатив свободы. В гнозисе – на индикатив долженствования.
Ситуация VS положение дел.
Стоик отворачивается от будущего, и как следствие, от мира.
Христианин, поскольку открыт будущему, постольку открыт миру.
Аскеза, как борьба с самим собой, -- не христианский способ существования.
00:35:48 – Критика Бультмана: отсутствие раскрытия существенного для христианства аспекта общины/церкви; человек рассматривается 1 на 1 с Богом.
Можно ли понять церковь как играющую существенную роль в спасении?
В церкви парадоксальным образом сочетаются открытость и ортодоксия.
Разделение на оппозицию ортодоксии и открытости слишком примитивно.
00:53:40 – Шмеман. Обряды и таинства церкви как важный мистический опыт.
00:57:30 – Вера дает освобождение от закона и детоводительства.
Бытие-виновным – в вере человек постигает себя в тварности.
Отказ от себя VS служение себе.
Для Бультмана условием возможности отказа от себя является событие креста.
От себя, в сильном смысле, возможно отказаться только потому что есть Другой, перед лицом которого возможен этот отказ. У Хд такого Другого нет.
Тварность делает человека греховным.
01:22:55 – с. 348, 1-й абз, 1-2 пр.
Брошенность – момент пассивности.
01:39:50 – Мы находимся в отрицании смертности.
«Отскакивание» актуальности основано в существе исходной конечной временности, т.к. смерть, мягко говоря, неприятное событие, соответственно, Dasein хочет от него «отскочить».
01:49:00 – с.348, 1-й абз, 3 пр.; с. 347, 0-й абз, 11 пр.
Чтобы появился мотив отскакивать д.б. то от чего хочется отскочить.
02:12:13 – с.348, 1-й абз, 3 пр.
Отскакивающая актуализация может позволить Dasein прийти к собственному экзистированию – чтобы раскаяться нужно дойти до полного свинства и обнаружить себя в нём.
02:16:08 - с.348, 1-й абз, 4 пр.
Проблематика Эриугена: каков был мотив отпадать от Бога (=от исходного благого состояния)?
У Хд исходное состояние (конечность) неприятное, в силу этого происходит отпадение.
Чем плоха конечность?
В Dasein заложен императив «быть собой» , не быть бесконечным, а быть чем-то т.е. определенным. В Angst обнаруживается бытие Ничем.
Противостояние не между конечным и бесконечным, а между бытием чем-то и Ничем.
Ничто = полная неопределенность. Dasein брошено в неопределенность и эта брошенность мучительна.
Как бы мы не определились, мы не определим *себя* и в этом виновность.
02:31:12 - с.348, 2-й абз, 1-3 пр.
Быть собственно = быть виновным в своей несобственности.
Брошенность, о которой говорит Хд, принципиально замкнута относительно онтических откуда и как.
02:47:34 – Dasein является тем «куда», а именно в смерть.
Утверждение о том, что прошлое основы никогда не было настоящим, есть иной способ сказать, что в самом устроении Dasein присутствует некое зияние (отсутствие «откуда»).
02:57:39 - с.348, 3-й абз, 1 пр.
Брошенность в «Мир», в несобственном модусе, является перверсией собственной брошенности в смерть.
Dasein наличествует как ускользающее от себя.
03:08:10 - с.348, 3-й абз, 2 пр.
В брошенности Dasein не является рулящим.
03:24:20 – Несомость к тому что должно меня озаботить, является коррелятом того, что внутримирное сущее мне что-то говорит.
03:28:31 - с.348, 3-й абз, 3 пр.
Augenblick – момент принятия решения.
Спектр между общим положением дел и ситуацией жизни в целом.

001 "О спасении"

YouTube: Учим язык Хайдеггера, семинар 172

демифологизация спасения; рас-падение как само-отчуждение (БиВ §68.c)
-------------------
00:00:00 - Доклад по работе Бультмана о «Спасении».
Спасение не осуществимо собственными усилиями.
В чем содержательное сходство христианской благодати и априорного перфекта у Хд?
00:15:00 - Смерть Христа как искупительная жертва.
Лютер, Августин, Максим Исповедник – свободы воли нет, есть только благодать.
Современное христианство – синергизм (благодать + свобода воли).
00:23:04 – Смерть и воскресение Христа суть космические события.
00:35:15 – Космическое событие VS историческое.
Почему Бультман против понимания смерти Христа как космического события?
Легалистское событие -- искупление по принципу контракта.
Физикалистское событие – одно онтическое событие (смерть и воскрешение Христа) влечет другое (всеобщее воскрешение после смерти).
00:49:52 – Спасение как событие происходящее в настоящем VS еврейская эсхатология – спасение как будущее событие.
00:54:24 – Решение в гнозисе VS в христианстве.
Решение перед лицом креста, неопределенности.
01:05:50 - С. Фридландер «Творческая индифферентность».
Требование от себя Angst как некий аутотренинг.
Мотивирующая связь между потоками переживаний.
Не успокаиваться не в моей власти, но требовать от себя беспокойства я могу.
01:15:30 - с.328, 2-й абз, 1 пр.
Настоящее – временной смысл Падения.
Всякое бытие-при внутримирном сущем есть Падение.
01:22:17 – с. 195, 0-й абз, 1-3 пр., 1-й абз. полн, 2-й абз, 1-й пр.
"неукоризненное" Падение в силу бытия в мире VS разрастание Падения по типу раковой опухоли (бытие-при приобретает главный приоритет).
01:26:49 – с. 347, 0-й абз, 9 пр.
Любопытство – следование желаниям, Dasein становится марионеткой действительности.
Ожидание скачет за актуализацией.
3 степени Падения: 1) «Нормальная» -- собственное бытие-при; 2) «средняя» - das Man; 3) «крайняя» - любопытство.
01:39:28 – Августин о «похоти очей».
Бытие-при еще не является похотью очей, но уже является Падением.
Несобственное (бытие-при подручном) является неотъемлемой частью собственного.
01:53:40 – с. 347, 0-й абз, 11 пр.
В исходной собственной временности -- заступание (vorlaufen) в исток; в любопытстве -- отступание (entlaufen) от истока.
02:08:37 - с. 347, 0-й абз, 12-15 пр.
Ожидание, будучи истоком, производит актуализацию как то чем оно становится ведомо.
Ожидание не «наивная жертва» актуализации, а инициирующий соучастник реконфигурации.
02:16:18 – с.347, 0-й абз, 16-17 пр.
Рассеивание в любопытстве – отсутствие замкового камня (скрепы).
02:26:16 – с. 347, 1-й абз, 1-4 пр.
В любопытстве актуализация становится самоценной, на место того-ради-чего встает новенькое, актуальное.
Aufenthaltslosigkeit -- отсутствие места жительства, стоянки (безостановочное кочевание), травести к Unheimlichkeit.
Любопытство – антипод бытия-к-смерти.
02:35:01 – с. 347, 1-й абз, 5-6 пр.; 2-й абз, 1 пр.
Степени несобственности и они же степени собственности.
В любопытстве приход (Zukunft) является уходом от себя[к новенькому].
У эллинов всё в прошлом, у иудеев – в будущем, у христиан -- вечность воплощается в моменте «теперь».
02:47:35 – с.347, 2-й абз, 2 пр.
В ожидании происходит возвращение к себе несобственному как брошенному в возможность, например, быть врачом.
02:55:53 – с. 347, 2-й абз, 3 пр.
Любопытство и неприбывание 2 стороны одной медали.
03:08:42 – с. 347-3448, 3-й абз 1-3 пр.
Стремление отвязаться – модус отношения к тому от чего это стремление отвязывается. Падение – экстасис бытия к смерти.
03:21:36 – Даже при радикальном отворачивании, в любопытстве, Dasein не отвязывается от собственной самости (=бытия к смерти).
Крайнее отворачивание является экстасисом основы собственной самости.
Падение и его формы -- экстасисы самой же основы.
03:26:58 – с. 348, 0-й абз, 4 пр.
В исходной собственной временности строгое тождество бывшего и настающего.
03:32:58 – с. 348, 0-й абз, 5 пр.
В любопытстве нет Manselbst, есть только собственная самость, от которой Dasein отчуждается. Отчуждение – форма экзистирования.
03:39:28 - с. 348, 0-й абз, 6-7 пр.
Как «новое» успокаивает Dasein? Почему приход к себе является беспокойством?
03:59:01 - с. 348, 0-й абз, 8-9.
Онтологическая пружина, фундирующая любопытство, делает возможным падение на «новое».
Изобретательность и научно-техническая революция обусловлены жаждой нового.