Разговор о Ф. Розенцвейге и М. Хайдеггере.
О курсе
"Реальность" коррелятивна нам.
Понятие корреляции в теологии: вне корреляции с нами нет никакого бытия Божьего.
Бытие=смысл бытия, иначе оно не мыслимо. Бытие -- не реальный предикат, т.е. не что-то, что имеется безотносительно нас. Бытие не реальный предикат даже Бога, т.е. оно не какое-то.
Кант рассматривал бытие не как реальный предикат, а как способ отношения субъекта к объекту.
Модификация тезиса Канта: убирая субъект и объект, бытие рассматривается не как свойство, а как некий способ понимания (смысл).
О ведущем
Аркадий Шуфрин
Магистр патристики Свято-Владимирской православной духовной семинарии, штат Нью-Йорк.
Кандидат наук в области ранней истории христианской доктрины, Принстонская духовная семинария.
Среди публикаций:
- монография о Клименте Александрийском (американское и российское издания);
- аннотированный перевод Амбигв Максима Исповедника.
- публикации в журнале "Horizont".
Лекции
Разговор о Ф. Розенцвейге и М. Хайдеггере
YouTube: читаем Хайдеггера, дополнение к 19-му семинару
два понимания дельфийского императива
00:00:00 - Крокодил, Бог и т.д. - все эти сущие есть только в силу того, что Dasein понимает их бытие. Их бытие тождественно пониманию их бытия.
Розенцвейг и МХ сходятся в том, что:
1. "Реальность" коррелятивна нам. Розенцвейг вводит понятие корреляции в теологию: вне корреляции с нами нет никакого бытия Божьего.
1-а. Бытие=смысл бытия, иначе оно не мыслимо. Бытие -- не реальный предикат, т.е. не что-то, что имеется безотносительно нас. Бытие не реальный предикат даже Бога, т.е. оно не какое-то свойство Бога.
1-б. Кант рассматривал бытие не как реальный предикат, а как способ отношения субъекта к объекту. МХ и Розенцвейг "сохраняют" тезис Канта, но модифицируют его, убирая субъекта и объект, они рассматривают бытие не как свойство, а как некий способ понимания (смысл).
2. Наше бытие конечно
00:06:03 - Dasein всегда уже осуществляет ту или иную возможность. Наши возможности ограничены, хотя бы, в силу исторической заданности. Наша конечность, в частности, в том, что мы ограничены в своём "выборе" неким горизонтом.
"Познай самого себя" можно интерпретировать как: осознай свое место, осознай свою конечность.
00:15:40 - Чтобы стать свидетелем великого, надо стать малым (умалиться).